На главную
 
Новый год - пожалуй, самый любимый праздник в России. Имея многовековую историю, Новый год породил немало самых разнообразных ритуалов, да и праздновать его можно практически постоянно. Новый год по персидскому календарю отмечается в день весеннего равноденствия; в апреле Новый год приходит в Шри-Ланку, Непал, Лаос и Бирму; племена Майя встречали Новый год 16 июля; в сентябре наступает Новый год в Эфиопии; даже знаменитый Хэллоуин, празднующийся 31 октября, есть ни что иное, как кельтский Новый год. Восточный календарь, действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, также предлагает свой взгляд на новолетие. И, попав в поле зрения западного человека, он особенно пришелся ему по душе и стал популярен. Подобно многим другим народам, китайцы с древности различали 12 созвездий солнечного Зодиака, которым были присвоены названия животных. Впоследствии в буддийской традиции даже сложилась легенда о том, что Будда перед уходом в Нирвану призвал к себе всех животных, однако проститься с ним пришли только Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака и Свинья. В благодарность Будда вручил каждому из этих животных по одному году для управления, причем годы были подарены именно в таком порядке, в каком животные пришли к Будде. Китайская мифология сохранила другую историю - о том, как в Небесном дворце Юй-ди, Нефритового владыки, звери сами выбрали своих календарных представителей. Новый год по китайскому лунному календарю наступает в первое новолуние после вхождения Солнца в созвездие, именуемое в западной традиции Водолеем. По григорианскому календарю это происходит не ранее 21 января и не позднее 19 февраля. В этом году Петух вступит в свои права 9 февраля, что, впрочем, не помешает нам встретить его вместе с нашим праздником, в ночь на 1 января. Да и в самом Китае с Новым годом тоже все не просто. После Синьхайской революции (1911 г.) в Китае начал применяться новый стиль летоисчисления. Для отличия от "Нового года по новому стилю" (1 января) Новый год по лунному календарю был переименован в праздник Весны. Но в целом отмечают его практически так же, как и Новый год в других странах мира. В эту ночь принято всей семьей собираться вместе; устраивать обильный праздничный ужин, разговаривать и развлекаться. Во многих семьях не ложатся спать всю ночь, это называется "Шоусуй" - "Ожидание Нового года". Утром следующего дня полагается обходить дома родственников и близких с поздравлениями и пожеланиями всех благ. В дни праздника Весны устраиваются традиционные массовые представления: танцы львов, пляски драконов, хороводы "сухопутных лодок", номера на ходулях. Одна из важнейших, если не самая важная черта традиционной китайской культуры - акцент на органической связи человека и природного мира. Ритуалы этого праздника символизируют зарождение чего-то нового - обязательно лучшего; победу света над тенью и Солнца над тьмой. Для китайцев цикл мирового времени совпадал с круговоротом времен года, с вечным циклом оживания и умирания природы, потому Новый год знаменует полное и всеобщее обновление мира. Главной фигурой праздника является Бог Очага, или владыка очага Цзао Цзюнь, который в 23 день 12 луны отбывает на Небо, чтобы доложить Нефритовому владыке обо всех событиях, происшедших в течение года. Китайцы провожали его обрядами, связанными с его непосредственной функцией: готовилась специальная сладкая каша и вино, которыми намазывались губы Бога Очага, и тому ничего не оставалось, как говорить только сладкие слова, а горькие оставить на земле. В числе многочисленных китайских ритуалов встречи Нового года - вязание узлов из красных нитей на кольцах, обычай взрывать хлопушки, запреты на некоторые слова во время празднования, проводы бедности и даже обычай вырезания петуха из бумаги. Петуху в Китае уделяли особое внимание, ставили его в первый день птицей главного дня года, называли птицей пяти добродетелей и пяти качеств силы. Потому наступающий 2005 год, который пройдет под знаком Петуха - едва ли не важнейший в календарном цикле. Самое яркое животное восточного календаря, петух традиционно связывается с рождением нового дня. Он выступает глашатаем солнца, света, утренней зари. Петух очень любит точность и порядок; он очень самоуверен и целеустремлен, ему свойственна независимость. Год Петуха - суровый год. Придется много работать: в этот период деньги не свалятся без усилий. Вместе с тем, год Петуха приносит удовольствие в труде, хорошую плату и успех в общественных делах. Что касается эксцентричности - то это только видимость. Разумеется, Петух любит, чтобы его замечали, и одевается так, чтобы другие заметили его. Но по-настоящему Петух глубоко и полностью консервативен. Этот год благоприятен военной карьере. Вероятны военные реформы во имя порядка - Петух беспорядка не любит. Умаслить, не обидеть Петуха - хозяина ближайших двенадцати месяцев - при встрече Нового года будет особенно важно. Древние восточные традиции не сохранили отдельных предписаний на такие случаи. Отмечая Новый год, китайцы заботились об общем, а не о частностях. Европейская традиция сделала праздник более легким и веселым, заменив серьезную религиозную подоплеку суевериями "на всякий случай". В год Петуха кладут в карман гребешок, даже если причесывать решительно нечего, а после того, как подняты бокалы за наступивший год, полагается трижды прокукарекать и проскакать на одной ножке. Подстроена под восточный календарь и атрибутика западного новогоднего стола. Так, если в год Свиньи считается недопустимым употреблять в пищу свинину, то в год Петуха действует строжайшее табу на курятину и яйца. А вот мнение о том, что на новогоднюю вечеринку накануне года Петуха следует одеться ярко и пестро - ошибочно. 2005 год - год Деревянного Петуха; доминирующими энергиями этого периода будут энергии стихии Дерево. Поэтому, чтобы чувствовать себя комфортно, нужно окружить себя растениями и носить вещи, в которых присутствует зеленый цвет. Красные или желтые наряды тоже не обидят Петуха, а голубых или синих оттенков в новогоднюю ночь лучше избежать. В русском фольклоре и древнеславянской действительности к петуху относились почтительно. Считалось, что его пение имеет магическое свойство отгонять от человека "нечистую силу". У древних славян петух служил символом бога огня. Изображение петухов до их пор встречается в русских деревнях на крышах домов. Потому, в отличие от сказочного и далекого Дракона или не вызывающей теплых чувств Мыши, Петух россиянину близок и понятен. Встречая "его" год, можно постараться и отличиться особенной оригинальностью. Все более популярным становится такое направление отдыха, как экотуризм - почему бы не встретить год Петуха на ферме, рядом с героями праздника? А, может быть, трижды прокукарекать с гребешком в кармане и в зеленом наряде, но не за новогодним столом, а на крыше, в обнимку с флюгером в форме петушка? И совсем великолепно - чокнуться бокалами шампанского, сидя на деревянной скамье в электричке направления "Москва-Петушки", где-то по пути в единственный в мире Музей Петуха.